Защита прав потребителей

В 1992 году, был принят Закон РФ N 2300-I "О защите прав потребителей". Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основы отношений в области защиты прав потребителей, регулируются Гражданским законодательством, но поскольку нормы, заложенные в том же Гражданском кодексе в полной мере не раскрывают многие моменты правоотношений, то законом РФ "О защите прав потребителей", эти «упущенные» моменты раскрыты более чем достаточно.

Закон регулирует отношения между потребителями и – изготовителями, исполнителями, импортерами и продавцами.
При этом, очень важно при этом понимать - кто есть кто!
С пониманием значения слов – изготовитель, исполнитель, импортер и продавец не возникает особых вопросов и если коротко охарактеризовать данную категорию, то это лица, продающие какой-либо товар, либо оказывающие различного рода услуги.
На первый взгляд также все просто и с определением потребителя, то есть это лицо, приобретшее некие товары, либо услуги. На самом деле, так это и есть, но применение законодательства регулирующего правоотношения в области защиты прав потребителей осуществляется только в том случае, если:

  • потребитель является гражданином, то есть физическим лицом;
  • услуги и товары, приобретаемые потребителем, используются исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Закон РФ "О защите прав потребителей", исчерпывающе определяет права и обязанности потребителей, продавцов, изготовителей, исполнителей и т.д.
Также, четко установлен порядок гарантийного и технического обслуживания товара, порядок возврата товара и расторжения договора на оказание услуг, а также порядок разрешения тех или иных проблем, связанных с разрешением возникших споров после приобретения товара и получения различного рода услуг, в частности установлены конкретные сроки разрешения возникших проблем.

Ответственность за нарушения прав потребителя

Безусловным преимуществом указанного закона, является установление серьезной ответственности продавцов, исполнителей и т.д., возникающей в случае поставки товара ненадлежащего качества, либо оказания услуг не соответствующих условиям договора или другим критериям.
К таким мерам ответственности относятся:

  • уплата неустойки от 1 до 3% от суммы товара/услуг за каждый день просрочки исполнения обязательств ;
  • возмещение, сверх штрафных санкций, всех убытков, вызванных нарушением;
  • компенсация потребителю морального вреда;
  • выплата штрафа в размере 50% от суммы невыполненных обязательств.

Наличие таких существенных мер ответственности, безусловно, позволяет потребителям гарантированно реализовывать свои права, поскольку в случае явного нарушения прав потребителя, не каждый продавец возьмет на себя бремя такой ответственности, гораздо проще, в соответствии с действующим законодательством отдать потребителю то, на что он имеет право.

Порядок разрешения споров

Существует два варианта разрешения спора.

Досудебное урегулирование спора о защите прав потребителей

Зачастую, возникший спор может быть разрешен путем грамотно подготовленной претензии продавцу, исполнителю и т.д. Ведь, как уже указывалось ранее, не каждый, понимая свою неправоту в споре, возьмет на себя бремя той ответственности, которая установлена законом РФ "О защите прав потребителей".

Существенным значением для разрешения спора о защите прав потребителя, является содержание претензии. То есть, в ней должно быть указано не только конкретные Ваши требования касающиеся возврата товара, денег и т.д., а все Ваши требования должны быть подкреплены и основаны на действующем законодательстве Российской Федерации. Только в этом случае, шансы на то, что продавец пойдет к Вам на встречу, имеют место в большей степени.

Судебное урегулирование споров о защите прав потребителей

В случае если, продавец исполнитель и т.д. не отреагирует на Вашу претензию, либо посчитает Ваши требования необоснованными, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Обращение в суд, как и по многим другим спорам, осуществляется путем подачи искового заявления о защите прав потребителя.
В качестве дополнительных гарантий, законодательством установлено право потребителя на выбор подсудности. Как правило, наиболее удобным для потребителя вариантом, является обращение в суд по месту своего жительства.
Кроме этого, установлен льготный порядок оплаты государственной пошлины.

Адвокат по защите прав потребителей

Все то, что приведено выше, является лишь малой частью того, что можно было бы представить в описание правоотношений возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому, более подробную информацию, в случае возникновения проблем и споров с продавцами, исполнителями и т.д., Вы сможете получить у адвоката связавшись с ним по телефону или на консультации. В случае необходимости, адвокат, кроме того что в полной мере разъяснит Ваши права, поможет грамотно составить как претензию, так и исковое заявление о защите прав потребителей.